«Пихтовниковы: дуэт солистов»

Поздравляем Пихтовникову Марину Романовну с открытием персональной выставки! 28 октября в Парадном зале Приморской Картинной галереи открылась персональная выставка «Пихтовниковы: дуэт солистов».

ПИХТОВНИКОВЫ: ДУЭТ СОЛИСТОВ.

       Первый в стенах Приморской государственной картинной галереи показ произведений четы живописцев Пихтовниковых – Марины Романовны и Евгения Анатольевича –не является ретроспективой: самые ранние работы относятся к 2018-му году.  

       Эта выставка – для души, с её помощью Приморская галерея дарит зрителям возможность освежить яркие впечатления от встреч с природой в разные времена года. Марина – в жанре натюрморта, Евгений – в жанре пейзажа, – каждый со своим собственным, «сольным» подходом служат реалистическому искусству, основание которому было заложено академической живописью, расширено и приближено к российской почве   передвижниками, поддерживалось и развивалось лучшими представителями советского, в том числе, приморского, искусства.

       Оба художника окончили Дальневосточный государственный институт искусств, оба в обязательном порядке тренируют глаз и руку на пленэре. Евгений Пихтовников – большой любитель путешествовать, побывал в разных уголках страны, за рубежом, но более всего ему дорога природа Приморья, особенно северный Терней, куда Евгений стремится из любой поездки вот уже много лет. Его принимают за своего местные жители, не чужой он и для дремучей приморской тайги, с которой они настолько понимают друг друга без слов, что, как говорит художник, по возвращении в город поначалу не очень тянет общаться с людьми…. Наверное, благодаря этому его пейзажи так выразительны и точны. В них не просто лес – это наша тайга, вода в реках особенно «густая» и тяжелая, вовсе не похожая на воду Волги, Оки – рек, которые изображали Иван Шишкин, Исаак Левитан, Фёдор Васильев.

       Примечателен интерес Пихтовникова к пейзажам-панорамам, создание которых, как кажется, представляет для любого автора определенные дополнительные сложности, с точки зрения построения композиции, в которой не должно быть «провалов», которая должна целиком быть интересной для рассматривания зрителем. Творческие удачи Евгения Анатольевича в такого рода произведениях основаны, пожалуй, на том же  глубоком погружении в природу приморской тайги. Художники центральной России работают либо в бескрайней степи, где глазу не за что зацепиться, либо в лесу, или на его опушке, где отсутствует простор. А нам, приморцам, даровано стоять спиной к морю, например, и видеть перед собой огромную поляну, на которой и островки кустарника, и отдельные деревья – причём, как лиственные, так и хвойные – какое богатство мотива! Как прекрасно, что Пихтовников берет на себя смелость – и ему хватает таланта – запечатлеть эту роскошь и подарить её зрителю!

       Евгений Пихтовников продолжает живописные традиции старых мастеров, он следует их принципам уважительного и ответственного отношения к натуре. А это в наше время дорогого стоит!

       Марина Пихтовникова родилась в Магадане, лето часто проводила у родных на западе Украины, впитывая и откладывая в цепкой девичьей памяти впечатления от богатой красками южной природы. Отлично училась, шла на золотую медаль в школе, радовала родителей… И вдруг, после восьмого класса, когда узнала, что в местном училище искусств открылось оформительское отделение, решительно заявила, что уходит из школы и поступает туда. Как ни пытались отговорить ее от этого шага мама – заслуженная учительница и папа – заслуженный строитель,  дочь проявила недюжинную твердость характера и уверенность в своем решении.  После окончания училища, со второго раза (опять сыграла роль вера в своё предназначение!) Марина поступила на живописный факультет Дальневосточного государственного института искусств, на курс Сергея (Сидора) Андреевича Литвинова – педагога и художника серьёзного, ответственного, интеллигентного, умеющего наставлять без нажима, прививая уважение к ремеслу, давая возможность студентам раскрыться, настроить правильно свой «живописный слух» (А.А. Дейнека). На этот же курс после армии пришёл Евгений Пихтовников, сын уссурийского художника Анатолия Пихтовникова. Так сложился этот дуэт.

       На вопрос, почему она пишет практически исключительно натюрморты, Марина – полушутя, полусерьёзно, – отвечает, что муж постоянно в поездках, в поисках вдохновляющей натуры для пейзажей, а она – жена – должна обеспечивать тепло в семейном очаге, быть рядом с родителями, с сыном. Доступная и вдохновляющая её натура – это цветы, плоды, домашняя утварь, а значит её жанр – натюрморт.

       Творчество Марины Пихтовниковой привлекает несколькими важными особенностями: так называемое женское начало здесь безусловно присутствует, но как фактор силы, обогащающей картину смыслово и эмоционально. Марина Романовна – художник, которому удалось поднять натюрморт до уровня большого жанра. Неискушённому зрителю может показаться, что для того чтобы написать натюрморт большого размера, достаточно маленький просто увеличить. Ан, нет! Требуется серьёзная профессиональная подготовка, умение вычленить в мотиве главное, выстроить соответствующее пространство, создать в нём иерархию взаимоотношений между отдельным предметами-персонажами, главными и вспомогательными деталями сюжета, именно, – сюжета! Тут нужен и острый глаз, и женская интуиция, и, конечно, любовь. И твердый характер. Марина Пихтовникова – серьёзный профессиональный художник, ей по плечу создание маслом на холсте крупных произведений. Сейчас, когда большинство представителей цеха увлекаются акрилом – более удобной и быстрой, с точки зрения технологии, техникой – это уже о многом говорит. Натюрморты Марины Романовны хороши! Они радуют глаз и сердце, и при этом в них начисто отсутствует дух салонности. Если, конечно, не считать салонностью искреннее восхищение и преклонение перед красотой мира, в котором нам посчастливилось жить.

       Прав был Александр Лобычев. когда писал: «Работы обоих художников отличаются убедительным мастерством, за которым стоит академическая школа, причём освоенная не формально, а с участием собственного дарования и эстетического вкуса, способного претворить привычные художественные приемы в глубоко прочувствованный и психологически окрашенный личный стиль».*

       Выставка Марины и Евгения Пихтовниковых очень важна: их произведения – индикаторы для зрителя, помогающие понять разницу между реализмом, как и все другие стили заслуживающим уважения и права на жизнь, и салоном, наводнившим стены многих, в том числе, представляющих профессиональное сообщество, залов.

 

Наталья ЛЕВДАНСКАЯ,

заместитель директора по научной работе

куратор

 

*Лобычев А.М. «Время цветения багульника» (Евгений и Марина Пихтовниковы) – «Автопортрет с гнездом на голове. Искусство Приморья на рубеже веков» – Владивосток, изд-во «Архипелаг ДВ», 2013. – 559 с. – С. 229

Все новости
Главная
Контакты

© 2022 ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.