Выставка Евгения и Алексея Фоминых открылась в залах Приморского отделения Союза художников России 30 марта в 17 часов.
О художественных династиях Приморского края впору писать научный труд: дети, пришедшие в искусство по стопам родителей, – не только продолжили творческую линию, но создали новый художественный пласт (одна из выставок во Владивостоке в 2005 году так и называлась «Отцы и дети»). Для каждого поколения были характерны свои особенности, обусловленные временем и его идеями. Династия Евгения и Алексея Фоминых в числе тех, по которым очень интересно наблюдать, как развивалась художественная жизнь Приморского края.
Заслуженный художник РФ Евгений Фомин – личность универсальная и абсолютно самодостаточная, и в профессиональном, и в человеческом плане. Многие помнят, как, любезно поздоровавшись с каждым встретившимся на пути, Евгений Тарасович поднимался в свою мастерскую на 3-м этаже Дома художников на Алеутской, 14а. В небольшом помещении работы занимали стены, холст в работе обязательно был на мольберте: пейзаж с видом из окна, море, приморская природа, портреты, Золотой мост, Морской городок – действительность рассматривалась Фоминым-старшим как копилка сюжетов для очередной работы.
Становление и формирование художественного мировоззрения Евгения Фомина происходило в советский период. Он закончил Дальневосточный институт искусств (мастерская К. И. Шебеко) и начал участвовать в выставках еще в студенческие годы, в 1970-е. Уже в ранних работах проявляется авторская свобода, проявляющаяся в выборе композиции и колористического решения полотна. Тенденции тех лет – усиление интереса к формальным качествам картины, интерпретация сюжетов, посвященных героике труда, в новом ключе, связанном не с пафосом трудовых подвигов, а с попыткой найти специфическую образность, характерные для середины 1980-х, воплотились в творчестве Е. Фомина. Так, работа «Пожарные. Смена караула» (1980), выразительная по цвету и декоративным качествам, была замечена и прошла по выставкам серьезного уровня.
Вместе с тем, Евгению Фомину была близка классическая русская живопись, о чем говорят пейзажи центральной полосы России. Художественный язык оттачивался на творческих дачах – Сенеже и Академической. Первая была территорией творчества и экспериментаторских поисков, вторая – местом совершенствования классических навыков. Живопись Е. Фомина отмечали братья С. и А. Ткачевы, Ю. Кугач.
В поисках своих тем Евгений Тарасович много путешествовал. Уже в первых серьезных работах проявился его интерес к дальневосточной тематике. “Судовой колокол на о. Беринга”, “Шикотанская муза”, “Начало” были приобретены дирекцией выставок РСФСР, что говорит о высоком уровне работ.
В 1980-х Е. Фомин много путешествовал по Сибири и Алтаю, Камчатке, Приморскому краю, Курильским островам. Он пишет этюды, которые ложатся в основу больших картин, основанных на знании реальной жизни, встреченных типажах, обращается к разным жанрам – историческому, портретному, пейзажному.
Тематическая картина была одним из жанров, в которых работал Е. Фомин: он пишет полотна, посвященные Гражданской и Великой Отечественной войнам, рыбакам, историческим событиям. Первые связаны с понятием сквозной темы, к которой живописцы советской эпохи обращались на протяжении десятилетий, что привело с одной стороны к глубокому осмыслению темы, с другой – к некоторому выхолащиванию. Евгений Фомин находит собственный ход – пишет не сражения, а мирную жизнь, человека в определенных обстоятельствах: сев на пашне, олицетворяющей мирную жизнь, мать и сына, прощающихся перед отбытием на фронт. Главное внимание уделено человеку: в его эмоциях ощущается время.
Вторая тема – рыбацкая – реализована через узнаваемый сюжет, в котором человек находится в процессе труда, чаще всего на палубе, через портрет, в котором дан обобщенный тип личности, «привязанный» к визуальному облику Дальнего Востока. В свое время – в конце 1960-х – художники Шикотанской группы ввели тему рыбацкого труда в отечественное искусство. Многочисленные поездки на Курильские острова дали сначала серии пейзажей, а позже портретов и тематических картин. В творчестве шикотанцев проявилась характерная стилистика, узнаваемая на выставках – лаконичный язык, специфические композиции с ракурсными построениями.
Евгений Фомин обращается к этой теме позже, когда многие сюжеты, введенные в жизнь шикотанцами, выглядели исчерпанными. Он решает эту тему более мягко, акцентируя внимание на состоянии внешней среды, специфическом освещении палубы в солнечный день. От этого в его работах появляется приподнятое, даже праздничное настроение, сквозит дальневосточная романтика. Не менее романтичным выглядит Владивосток в городских пейзажах Е. Фомина. Реалистический язык его живописи красив и понятен.
Из полотен на историческую тему хотелось бы выделить работу «В. К. Арсеньев и Дерсу Узала». Созданное задолго до Года В. К. Арсеньева, объявленного в год 150-летия известного писателя, этнографа, путешественника, это полотно прекрасно вписалось в проект «Тайга. Арсеньев. Узала» в Приморской картинной галерее в 2022 году, явившись центральным в экспозиции, и стало основой марки Почты России, выпущенной ограниченным тиражом. Так художник раскрыл тему исследований на Дальнем Востоке.
Алексей Фомин продолжил художественную линию отца. И не только в творчестве, но и в педагогике: Евгений Тарасович преподавал во Владивостокском художественном училище в начале 1980-х, правда, недолго, и в течении ряда лет возглавлял государственную аттестационную комиссию. Алексей же связал с училищем (ныне Приморский краевой художественный колледж) свою жизнь, реализовав себя как прекрасный педагог, из мастерской которого вышли многие поколения молодых художников (за время работы в колледже были сделаны шесть выпусков).
Его собственный творческий путь начался в 1990-х. Один из самых неоднозначных периодов в отечественном искусстве поставил выпускников художественных вузов перед вызовами – локальными и глобальными. Локальный контекст того периода характеризовался тем, что в Приморский край перестали приезжать художники-выпускники столичных вузов. Набранную за счет репинцев-суриковцев (одна из выставок в залах Приморского отделения Союза художников России так и называлась) в 1960-х-1980-х высоту нужно было удерживать собственным ресурсом. Еще одной приметой времени стало увлечение неомодернистскими формами искусства, которые не приветствовались с советский период, но ярко проявились после 1990-х: в частности, во Владивостоке привлекли интерес зрителей, искусствоведов и коллекционеров художники творческих групп «Владивосток», «Штиль».
Если говорить о глобальных вызовах – одним из самых острых можно назвать изменение роли художника в социальной структуре. Опекаемый государством в советский период (идеологическое кураторство было неблагом и благом одновременно: не все творческие жесты принимались выставочными комиссиями – и это было минусом, мастерские, творческие дачи, заказы, закупки в музейные коллекции – безусловным плюсом), художник оказался наедине с миром, материальными обстоятельствами, востребованностью социумом. В этой ситуации в профессии оставались только те, кто был по-настоящему ею увлечен, т. е. истинные художники. Конечно, Алексей Фомин – из их числа.
Одна из первых выставок практически сразу после окончания дальневосточного института искусств – 8-я региональная выставка «Дальний Восток», что говорит о серьезности молодого живописца. Следующая краевая «110 автопортретов» – не менее, а может быть, и более серьезна. Организованная директором «Артэтажа» Александром Городним эта выставка стала настоящим собирательным портретом художественного цеха Приморского края. Афиша этой выставки до сих пор хранится как ценная реликвия у каждого из 110 участников. Алексей на ней молод и красив, с его фигурой связывают продолжение реалистической школы живописи. Дальнейшие выставки – краевые, региональные, международные – тому подтверждение.
Алексею интересен жанр портрета: в серии мужских и женских портретов видно умение автора передать психологическое состояние модели, увидеть ее внутреннюю сущность, найти адекватные художественные средства (композиция, цвет). Другой излюбленный жанр – пейзаж, преимущественно морской. В беседе в ходе подготовки выставки Алексей признался: «Не написался моря…» Оно у него разное – в состоянии штиля и непогоды, когда волны обдают пеной линию берега, солнечное, с тысячей оттенков цвета. Примечательно, что для афиши передвижной выставки педагогов колледжа по Приморскому краю в 2022-2023 гг. был выбран один из солнечных морских пейзажей А. Фомина, и название коллектив участников определили «Море цвета» – под стать работам Алексея.
В названиях выставок с его участием в обширном выставочном списке фигурируют «Морская», «Край, в котором мы живем», «Художники флоту». И в этом отчетливо проявляется принадлежность художника к территории Приморья.
Выставка продлится до 24 апреля 2023 года.
Стоимость билетов: 100 руб., льготные категории граждан – бесплатно.
© 2023 ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.