выставка БАБУР-НАМЕ

в собрании Государственного музея Востока

баннер Бабур-Наме

    Приморская государственная картинная галерея снова радует нас очередным интересным художественным проектом. На сей раз это выставка «Бабур-наме» из собрания Государственного музея Востока (г. Москва). Так что же такое это таинственное «бабур-наме»? В переводе на русский звучит как «книга Бабура». Захир ад-дин Мухаммад Бабур (1483-1530) был выдающейся личностью. Потомок Чингисхана по материнской линии и Тамерлана по отцу, основатель Империи Великих Моголов обладал не только даром политика и полководца, но и тонкой, трепетной душой – он оставил нам великолепные стихи, полные любовной страсти и глубоких размышлений. Великолепные образцы раннемогольской школы индийской миниатюры, на которых изображены придворные пиры, охота, военные действия – это искусно выполненные иллюстрации к его запискам. В книгу воспоминаний Бабур собрал исторические и биографические записки, этнографические и географические сведения о землях Центральной Азии, Афганистана и Индии. На выставке представлены 57 листов этой рукописной книги.

на выставке Бабур-наме группа 1-4

ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ФАНТАСТИКА!

    На прошлой неделе решили с курсом посмотреть выставку «Бабур-наме» в собрании Государственного музея Востока», тем более студентам художественного колледжа посещение Приморской картинной галереи бесплатно. И… получили неизгладимые впечатления. Но обо всём по порядку.

     Можно начать с того, что сразу при входе в зал попадаешь в загадочную атмосферу, несмотря на табличку перед залом, повествующую о том, что экспонируются особочувствительные музейные предметы и с просьбой отнестись с пониманием к световому решению выставки. Всё равно было неожиданно… В зале прохладно, приглушённый свет, на темных стенах «горят» страницы книги и слышно пение невидимых птиц. Экспонируются графические листы, рождённые на свет в XVI веке!

    Выставка раскрывается так же неожиданно. Мы привыкли читать слева направо, а двигаться в экспозиционных залах по часовой стрелке, здесь же, подобно страницам арабской книги, движешься в обратном направлении.

    С внутренним ощущением некой нереальности, театральной сценичности начинаешь рассматривать сами произведения. И сразу поражаешься какой-то «запредельной» тонкости письма, ведь самая тонкая кисть в руках мастера была всего в один беличий волос. «Безумная» деталировка, которую можно рассмотреть только при увеличении — раппорт на орнаменте в один миллиметр, листики на деревьях в его четверть, пряди в конских гривах и того меньше!.. Кстати, если ещё не ходили на выставку, когда пойдёте, обязательно захватите с собой лупу — не пожалеете. На каждом графическом листе отображены десятки сцен и скрупулёзно проработаны.

     Но самое интересное впереди…

    Если чуть присесть и посмотреть на работы старых мастеров, чтоб свет от подсветки отразился от листа и попал в глаза, то увидишь не только как начинает «гореть» золото, начинаешь ощущать трёхмерность самих изображений — совершенно фантастическое чувство! Чем-то напоминает рассмотрение анаглифных изображений, только без очков и потери цветопередачи. Появляется плановость, каждая фигура занимает своё «глубинное» положение. Очень необычно! За счёт цветовых приграничных контрастов и симультанных эффектов, а где-то и физически, за счёт разной толщины бумаги, или точнее количеством её слоёв, получается очень выразительное трёхмерное изображение.

     Листы книги Бабура прекрасно сохранились несмотря на свой почтенный возраст аж в 400 лет. Связано это, конечно, с техникой и технологией их создания. Во-первых это многослойная бумага, с клеевой пропиткой гуммиарабиком, каждый слой тоньше папиросной бумаги. Во-вторых краски не смешивались, вся палитра была «разлита» в отдельные ёмкости, а каждому цвету соответствовала своя кисточка😳, связующим веществом пигмента был тот же гуммиарабик, поэтому химических реакций, частых при смешивании, не происходило.

    Всё это великолепие было «приправлено» интереснейшей экскурсией от куратора выставки Елены Викторовны Клымюк. Многие из нас до этого дня и не догадывались о существовании Империи Великих Моголов (не путать с монголами). А историю самого Бабура, владельца в прошлом одного из крупнейших алмазов, который после огранки украшает корону королевы Великобритании, пожалуй, лучше Елены Викторовны не перескажешь. Поэтому, не пожалейте 50 рублей, закажите экскурсию.

     В общем, в восторге от «похода за искусством». Выставка «Бабур-наме» в картинной галерее будет до 14 февраля (день рождения Бабура, кстати), а после, как и все выставки графики, тем более такой древней, будет «отдыхать» три-четыре года в хранилищах Государственного музея Востока, и когда и где можно будет в следующий раз посмотреть «Бабур-наме» пока не знает никто. Ещё вся эта «пандемическая ситуация»… Пока наша картинная галерея открыта для посетителей, посмотрите выставку — вряд ли пожалеете!

Роман Чадов
преподаватель спецдисциплин

все новости
главная
контакты

© 2020 ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

▲ вернуться наверх