ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

МАРТЕМЬЯНОВА
Людмила Ивановна

Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель литературы, мировой и отчественной культуры  в ВХУ с 1966

ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ.
К 70 ЛЕТИЮ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА.
«Из книги воспоминаний»

   Так называлось наше учебное заведение в 1966 году, когда через год после окончания Дальневосточного государственного университета я пришла работать в качестве преподавателя гуманитарных дисциплин.
В ту пору училище находилось в центре Корейской слободы и представляло собой трехэтажное здание, построенное руками студентов к 1957 году, да в старом двухэтажном здании бывшей средней школы № 26. Здесь находились общежитие, библиотека, кабинет черчения , буфет, несколько мастерских. А вокруг этих зданий – беспорядочно застроенная слобода – старые домишки да круглые корейские фанзы, построенные  еще в 1912 году. Место это продувалось «семью ветрами», а из окон мастерских открывался роскошный вид на Амурский залив…

   В эти годы в училище работал удивительный коллектив педагогов: живописцы Федор Николаевич Бабанин, Игнат Иванович Васильев, Владимир Михайлович Кричевцев, Василий Иванович Прокуров, Николай Михайлович Клянин, Валентин Степанович Чеботарев, Анатолий Иванович Кротов, искусствовед Виталий Ильич Кандыба, историк Нина Васильевна Медведская, математик Лариса Васильевна Травичева, модельер Нина Ивановна Городничева, скульптор, выпускница училища, Зоя Ивановна Пипекина.

   Позже, после окончания Дальневосточного педагогического института искусств, в училище вернутся его выпускники: Дмитрий Петрович Косницкий, Владимир Иванович Прохоренко, Виктор Никонович Старовойтов, Петр Яковлевич Рогаль, Григорий Михайлович Цаплин, Леонид Иванович Яценко, Евгений Иннокентьевич Дацко, Анатолий Филиппович Лебедев, Альбина Кирилловна Жоголева, Николай Михайлович Тимофеев, Людмила Тимофеевна Убираева, Андрей Филиппович Литценбергер.

   После окончания института имени Репина И.Е  вернулась в училище Ольга Петровна Сидорова в качестве преподавателя истории искусств. Получив высшее образование вТаллинском институте живописи, пополнил преподавательский состав училища Фернанд Гибаевич Зинатуллин, а Евгений Николаевич Куликов после окончания художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института был  назначен завучем, а затем и директором Владивостокского художественного училища.

   Сегодня, оценивая коллектив педагогов с высоты времени, понимаешь, что, в основном, здесь работали интеллектуалы, люди талантливые, уважающие свою профессию, –  созидатели.

   Для меня это было счастливое время: интересная работа, творческая атмосфера, общие праздники и заботы, КВНы, тематические вечера, юморины, конкурсы, комсомольские  собрания, военно-шефская работа, пленэры, встречи с дальневосточными литераторами, выезды на сельхоз работы, экскурсии, научные конференции и спортивные мероприятия (стрельбы, плавание, занятие в Доме физкультуры).

   Условия в училище были более чем скромными, занятия шли в две смены- с 8 до 22 часов. А между сменами успевали проводить общественные мероприятия, партийные, комсомольские, профсоюзные собрания. На комсомольских собраниях всегда присутствовали  преподаватели. Начинались и завершались собрания песней, ставшей гимном училища, – « Там в дали, за рекой зажигались огни…» О том поколении студентов и преподавателей слагались легенды. В те годы в училище обучалось до 200 студентов. Государство обеспечивало их художественными материалами. Раз в месяц завхоз училища, Фаина Кирилловна Морозова, приглашала на склад старост и выдавала им на группу все необходимое: бумагу, холст, ленинградские  краски, кисти. А с наступлением зимних каникул  третий курс обычно отправлялся на экскурсии в столицы страны – Москву и Ленинград. Студенты наши в основном учились достойно, чаще возникали проблемы с нарушителями дисциплины. За «хвосты» и прогулы исключали из училища безжалостно.

   Многие студенты первого набора 1944 года были участниками Великой Отечественной войны. Много позже в гимне наших волонтеров появились слова:

Наши первые выпускники-
Художники- фронтовики…

   Одним из участником войны был мой дядя- Леонид Леонтьевич Бородин, вернувшийся в 19 лет с фронта инвалидом. Ф.К. Морозова тоже прошла войну. Студенты и преподаватели относились к ней с большим уважением. Как многие фронтовики она курила, но предпочитала «козью ножку», а не цивильные папиросы… Вспоминая о ней понимаешь, что она была тем винтиком, без которого училище не могло существовать. Фаина Кирилловна все умела, все могла, у нее всегда все было.

   Особое место в сознании студентов занимали Анна Петровна и Анна Васильевна – уборщицы, истопницы, сторожа училища. Они были истинными хозяйками, первыми воспитателями наших ребят, которые постоянно делали на них дружеские шаржи.

   В каждом выпуске обязательно были лидеры, интересные и особо талантливые личности, общественники, комсомольские вожаки. Уже в те далекие семидесятые они работали в детских клубах, в детских спортивных секциях, сами занимались спортом. По-разному сложились их судьбы, но в истории училища, в памяти старшего поколения они остались – Сергей Яхнин, Виктор Шиворотов, Сергей Черкасов, Владимир Прохоренко, Валерий Максимов, Светлана Арсюта, Иван Кузнецов, Светлана Ташкинова, Владимир Погребняк, Татьяна Левина, Олег Ким, Ирина Куликова, Лидия Козьмина, Ирина Вовк, Петр Стронский, Юрий Ларионов, Ирина Никулина, Юрий Антонов, Лиля Курчакова, Люба Осколкова, Татьяна Савченко, Виктор Панасюк, Валерий Коркин, Леня Миндлин, Коля Могилин, Владимир Трофимов, Саша Маючих, Игорь Колзунов, Тоня Бойко, Сергей Сиренко, Галя Шандыба, Павел Шугуров, Дмитрий Якунин, Жана Березан, Настя Трембач и многие – многие другие милые сердцу выпускники училища. Это было время, когда студенты и преподаватели делали одно большое общее дело, которое стало идейным, духовным, эстетическим стержнем училища. Оформление Красных уголков, Ленинских комнат, аллей Славы в военных городках, музеев на погранзаставах Приморья  – все это делалось талантливыми руками студентов и преподавателей. А дел этих было немало. На сельхоз работах в селе Гордеевка коллектив училища прославился тем, что собрал 97 тонн картофеля, заняли 2 место в конкурсе самодеятельности на районном смотре  Анучинского  района.
   С Витей Александровым ходили к первой дойке коров на ферму, чтобы принести ребятам на завтрак два ведра молока. Он же был свидетелем моего обучения этому непростому дойному делу. Провожали нас через месяц доярки словами: « Ну, теперь можешь покупать корову!»

   Память возвращает меня к событиям далекой давности: вот мы с Колей Евсеевым  разрабатываем маршрут «По следам Пржевальского в Приморье»; с Володей Трофимовым  связан поход на реку Пейшулу к пещере «Спящая красавица»;  с Колей Абоимовым- поход к землянке Сергея Лазо, а с Валерием  Шапрановым мы вместе были на Хасанской заставе, где наши студенты создали музей, посвященный событиям 1938 года на озере Хасан. 

   Я помню, как со Светой Ворониной мы дружно готовились к   литературному  конкурсу учащихся средних учебных заведений, который проходил в Хабаровске, и заняли там 3 место. С Наташей Дубцовой, Валей Власовой связана первая поездка в Чугуевку на празднование 70-летия А.А.Фадеева (1971г.); студенты Саша Ионченков, Ира Паршинникова, Таня Гордеева, Аня Мотора, Саша Игнатов, став победителями училищного конкурса на лучшую иллюстрацию к произведениям писателя, были награждены поездкой в музей А. Фадеева в Чугуевке. 

   Поездка на сельхоз работы в село Хороль напоминает мне о замечательных девчонках – Свете Арсюта, Вике Галкиной, Кате Кантыба, Лиде Козьминой, которые добросовестно работали на совхозных полях. Необыкновенной была группа «театралов» П. Я. Рогаля, ,будущих театральных художников – Оля Шипилова , Оля Василенко, Лена Крышан, Костя Солодуненко…Петр Яковлевич сумел создать коллектив, который не распался по сей день. С группой Нины Ивановны Городничевой, «модельерами», мы посещали лекции по истории одежды, ходили в походы, среди них были Люда Носок, Наташа Черныщук, Клава Муругова, Таня Еналиева. С этой же группой на зимних каникулах жили на турбазе поселка Лозовый, бегали на лыжах, поднимались на Чандолаз. По первому зову приходили на помощь Лиля Курчакова, Наташа Чурина, Алексей Губин, Ира Вовк, Лида Ю-Мен-Хи, Ира Куликова, Коля Сухоруков, Андрей Литценбергер. Моими маленькими, талантливыми «восьмиклашками» были Олег Ким, Катя Золотухина, Света Ташкинова, Нина Китаева, Таня Левина, Уля Солдатенко. Теперь это известные художники, директора художественных школ, предприниматели с высшим художественным образованием.

   КВНы, юморины, посвящения в студенты – это были особые праздники в училище, с ними связанны имена бесспорно талантливых ребят. Это Слава Брагинский, Юра Ларионов, Витя Панасюк, Галя Шандыба, Оля Савченко, Витя Червинский, Леня Кищик, Вадим Шошин, Андрей Кислов и многие другие студенты училища.

   Особо запомнился первый праздник посвящения в студенты. Сценарий писали коллективно, используя мифологические сюжеты. Тогда в училище не преподавалась греко- римскую мифологию, но кружек я вела, поэтому в сценарии были использованы мифологические сюжеты. Помогла нам и только что вышедшая в 1971 году «Миофология» Яна Парандовского. Мастерскую оформили в виде античного храма, были сделаны полуколонны с канелюрами из финского картона, между ними шаржированные портреты преподавателей в римских тогах. Аполлон с лавровым венком на голове (две пачки запаренного лаврового листа, покрытого бронзой), девять муз с диадемами, греческий орнамент…Студенческий  гимн запевала муза священных гимнов- Полигимния. Все было продуманно до мельчайших подробностей- тексты, орнамент, оформление мастерской. Здесь античность соединилась с современностью. Взрывы смеха сопровождали спектакль, так как в сюжете иронично вспомнили всех – от директора до выдающихся студентов.

   А к Новому году одна из мастерских в здании по улице Хабаровской, что в Корейской слободе, оформлялась как комната отдыха. За каждой группой старшекурсников закреплялась стена, на которой размещались объемные работы на известные сюжеты картин русских художников, а вот изображались в них однокурсники и ведущие педагоги.

   Бумаги, картона в училище было много. В мастерской из картона делался лабиринт. И вот все, у кого выдавалась свободная минутка, что-то юмористическое изображали на нем. Это нередко была серия рисунков, как «мультики», как у Херлуфа Бидструпа.

   Интересно работали преподаватели общеобразовательных дисциплин. В училище проводили дни здоровья, неделю общеобразовательных предметов, спортивные состязания (преподаватели посещали спортивную секцию в Доме физкультуры), проводились конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведениям Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.И. Пришвина, к «Слову о полку Игореве», к «Разгрому» А.А. Фадеева. Кроме того,   студенты посещали мероприятия Общества изучения Амурского края, участвовали в его конкурсах. В экзамены по отечественной литературе включались темы с учетом профориентации регионального компонента. Например, «В.В. Маяковский и художники кубо- футуристы», «И.А. Бунин- колорист- живописец», «Роль цвета в поэзии С.А Есенина» и т.п. 60 лет выпускалась в училище стенная газета «Перспектива».

   Стабильность в работе обеспечивала завуч Галина Макаровна Гармашова. А благодаря Антонине Андреевне Стуковой в училище был открыт выставочный зал, который посещали горожане, школьники, студенты других учебных заведений. В училище проводились  персональные выставки В.С. Чеботарева, В.Н. Старовойтова, Е.Н. Куликова, Т.А. Балабко, выставки академического рисунка, пленэрных работ и т.п.

   Для изучения психологического климата в среде студентов были разработаны анкеты, психологические тесты для разных возрастных групп, была разработана программа-«Адаптация студентов нового набора». Особую творческую роль в жизни училища сыграла « Дальневосточная студенческая Болдинская осень». Душой этого конкурса в Пушкинском театре была Адриана Гургеновна Акболян, светлый человек. Можно сказать, она была членом коллектива художественного училища, присутствовала на многих мероприятиях, вела концерты. Другой творческий конкурс – «Гул океанского прибоя» – был создан по инициативе Комитета по делам молодежи. И здесь поэтическая слава не обошла студентов училища. К 2000 году, когда были упразднены студенческие, комсомольские, профсоюзные организации, решено было присоединиться к волонтерскому движению, созданному Комитетом по делам молодежи. Это дело взял на себя студенческий совет училища  и инициативная, энергичная Катя Шестакова. Назвали мы свою группу волонтеров- «Возрождение». Студенты училища оформляли детскую туберкулезную больницу, проводили новогодние утренники и просто занятия по ИЗО в гематологическом отделении детской больницы, озеленяли город, организовывали художественные выставки студентов и многое другое. В гимне волонтеров были такие слова:

В 44 военном году
В крае решили открыть ВХУ.
Наши первые выпускники-
Художники-фронтовики.

В крае нет такого места,
Где б мы были неизвестны!
И, конечно, нам отрадно,
Что работаем мы ладно…

Убираем, помогаем,
Оформляем, украшаем,
Нравственно преображаем
Город наш и наш народ-
Пусть он в радости живет!

   В моем архиве сохранился плакат, выпущенный Отделом пропаганды и агитацией Фрунзенского райкома КПСС г.Владивостока, – «Доброе содружество» (из опыта работы Владивостокского художественного училища по патриотическому воспитанию и военно- шефской работе).

   В 1971 году студенты и преподаватели приняли участие во Всесоюзной неделе военно- шефской работы. Но на «шефском» счету училища имелось немало конкретных и весомых дел до этой даты: оформление застав имени Стрельникова и Леонова, художественные выставки, лекции по искусству для воинов, оформление Ленинских комнат, музеев Славы. В 1972 году оформили музей авиации КТОФ, была подготовлена серия плакатов, посвященных танкистам, десантникам, пограничникам. К 50-летию образования СССР было подготовлено 36 плакатов на воинскую тематику. Многие преподаватели приняли личное участие в военно- шефской работе. Зоя Ивановна Пипекина выпускница училища, преподаватель скульптуры, была награждена знаком «Отличник погранвойск» II степени. 60 студентов и 4 преподавателя получили благодарность за участие в военно-шефской работе (В.С. Чеботарев, И.И.Васильев, Д.П.Косницкий, А.К.Жоголева). Велика заслуга в этом направлении работы училища его директора – Г.М.Цаплина.

   В 1988 году студенты училища под руководством О.П. Григорьева оформили музей Славы на Хасанской заставе.
Отдыхать  у нас тоже умели: в течение учебного года студенты выезжали на городские и загородные экскурсии. Экскурсоводы были свои – Н.В.Медведская и Л.И.Мартемьянова. Активно работал студенческий профсоюз. В связи с этим «подбирались все горящие путевки» на турбазы и в дома отдыха. Тогда по предварительной  договоренности  с дирекцией турбаз на одну путевку, на один день, выезжало 12 человек студентов. Кроме того, в течение учебного года проводилось не менее семи экскурсий. Н.В.Медведская вела темы : «Памятные и исторические места Владивостока», «Владивосток в огне первых русских революций», «Комсомол Приморья в годы Гражданской войны», «С.Лазо во Владивостоке». Л.И.Мартемьянова- «Владивосток – центр науки и культуры», «Театральный Владивосток», «А.А. Фадеев во Владивостоке», «Поэты серебряного века во Владивостоке», «Артем промышленный», «Дорогой отцов».
   В этих экскурсиях мы расширяли свои профессиональные интересы, посещали в городе Артеме ковровую фабрику, фарфоровый завод (художественный цех), ежегодно ездили на Уссурийскую станцию службы Солнца, в дендропарк им. В.Л. Комарова, в порт Восточный, город Находку,Уссурийск, выезжали на бухту Шамору в любое время года.

   Светогазеты в училище приходили смотреть семьями. Это были комиксы, «мультики» о жизни Владивостокского художественного училища, героями которых были студенты, преподаватели и сотрудники.
Особо хочу рассказать об училищной библиотеке. Первые книги в нее попали из блокадного Ленинграда (об этом мне рассказал Ф.Н.Бабанин). Когда сняли блокаду, на Дальний Восток пришел вагон с книгами, часть из которых попала к нам.

   Много лет библиотекарем в училище работала Н.П.Николаева. Ее уважали и студенты, и преподаватели. Умная, проницательная, она много видела и понимала, наставляла студентов на верный путь, была интеллектуальным центром женской части коллектива. На смену пришла ее единомышленница – И.А. Муковозова (Мусихина). С нею связанно участие наших ребят в конкурсе «Гул океанского прибоя» им.Павла Гомзякова, «Стихотерапия», «Библио- переменка», встреча с поэтами и писателями Приморья. Все это облагораживает, интеллектуально ориентирует наших студентов. В гимне училища, созданном в 90 годы, есть такие строки:

« Я люблю твои книги потолще,
Запах краски в бессонную ночь,
Я теперь закаленный и тощий
И любому могу помочь.
Отличаю я «таз» от «предплечья»,
Различаю «портрет» и «сонет»,
И вручат мне здесь справку (навечно)
С гордым словом – «интеллигент»…

   Мир наш меняется решительно и быстро. Уходят в прошлое,  к сожалению, славные дела, человеческие поступки, да и сами люди, дел и советов которых порой так не хватает. Приходит разочарование, когда  то, что сделано, ваялось тобой, разрушается. Вот тогда начинаешь искать точку опоры в новых людях, на новом этапе времени. Но всегда в основу общения стараешься внести нравственное начало, стремишься не расшатать, не разрушить творческий мир, который сознательно создавался не одним поколением талантливых людей на протяжении 70 лет.
   …Первые выпускники  мечтали о том, чтобы их училищу было дано имя В.В. Верещагина, чья жизнь была тесно связана с Дальним Востоком. К сожалению, их мечта так и не осуществилась. Но в училище по-прежнему велика роль учителя, педагога – наставника в воспитании творческой интеллигенции, в деле формирования личности.

Загляни учителю в глаза,
Угадай сердечные тревоги,
И поймешь – живет в душе мечта
О широкой творческой дороге.
Жизнь прожить – не поле перейти.
В поисках, тревогах и удачах
Не свернуть нам с этого пути…
И трудись, учи …А как иначе?
Ты упорно крутишь ось Земли,
Держишь на плечах меридианы,
Что б ученики твои смогли
Прорастить задуманные планы.

все новости
главная
контакты

© 2021 ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.